Site pages
Current course
Participants
General
Почва как биокосная система
Климат
Игры для учащихся 9-11 классов
«Эффект бабочки»
Разделите школьников на пять групп и предложите им описать возможные изменения в степи при изменении одного фактора, на первый взгляд не имеющего глобального значения. В ходе игры важно подробно расписать сценарий последствий: сперва определить объекты, находящиеся под прямым влиянием фактора, спрогнозировать их изменения. Далее необходимо вычленить объекты, косвенно связанные с фактором и напрямую – с уже изменившимися объектами или параметрами среды.
Задания могут быть следующими:
1) исключить влияние стад крупных копытных;
2) исключить обильный зимний снегопад;
3) сократить плодородный слой до 10 см;
4) представить, что все растения имеют только стержневую корневую систему;
5) представить, что орнитофауна представлена только мелкими зерноядными птицами;
6) предположить, что в степи нет ветра.
«Системная ошибка»
При изучение климадиаграмм важно понимать, как сезонные изменения влияют на растительный и животный мир (см. хрестоматию: Фукарек Ф. и др. Растительный мир Земли). Для того, чтобы научить школьников «читать» климадиаграмму и понимать значение и ход отдельных кривых и смысл их сочетаний, можно провести игру, направленную на изучение связи между климатом и живой природой. Для игры потребуется набор климадиаграмм, не характерных для степного биома. Это могут быть как выдуманные кривые, нарисованные случайно, так и реальные климадиаграммы, построенные, к примеру, для тундры, тайги или тропического леса.
Игровое задание: представим, что мы имеем дело с «Матрицей», виртуальным миром, а именно с отдельной его частью – “Steppe 1.2”, сложной программой, моделирующей реальные экологические процессы в ковыльной степи. И в эту программу закралась ошибка, которая грозит обрушением системы: вирус нарушил климадиаграммы, от которых зависят и остальные процессы в виртуальной степи.
Для спасения мира вам потребуется всего-навсего:
- установить масштабы проблемы, т.е. описать новую диаграмму: смену и состояние сезонов (теплый-холодный, продолжительный-короткий, сухой-влажный, резкая смена сезона – нерезкая);
- описать возможное влияние нового климата на растительность через несколько лет (как изменится спектр жизненных форм, экологических групп, видовой состав, видовое богатство);
- описать влияние на животный мир, учитывая и влияние изменившегося растительного покрова.
* шаблон для построения климадиаграммы можно взять здесь
«Качели»
В большинстве фитоценозов в той или иной форме наблюдаются флюктуации – процесс колебаний видового состава, обилия видов или иных показателей в зависимости от внешних условий или процессов жизнедеятельности отдельных растений. В отличие от сукцессий флюктуации не являются переходом на качественно новый уровень состояния сообщества и являются просто отклонениями в течение сезона, года или нескольких лет (до 10).
Задание: на основе списка видов со средним обилием, спектра жизненных форм и экологических групп требуется описать возможные флюктуации при разных условиях. Условия могут быть, например, такими как повышение влажности летом, экстремально холодная зима, временное снижение активности фитофагов (эпизоотия), обширный пожар, антропогенное воздействие, однократное химическое загрязнение и т.д.
«Колыбель цивилизации»
Влияние поддерживающего ландшафта на развитие этноса, безусловно, глобально. Однако на первый взгляд кажется, что это влияние ограничивается лишь набором хозяйственно-ценных видов растений или животных и спецификой климата. Для того, чтобы развеять этот миф и дать школьникам представление о роли ландшафта в становлении культуры определенного этноса, можно предложить игру, направленную на установление связей между хозяйственной деятельностью и культурой древнего этноса и вмещающим ландшафтом.
Потребуется предварительная подготовка. Для того, чтобы понять быт народа, школьникам нужна заранее подготовленная информация о народе: каких животных содержали, где и каким способом охотились, какие съедобные растения использовали в пищу, из чего и какую шили одежду, на чем передвигались, с какими народностями враждовали или торговали и т.д. Необходимы также выдержки из легенд и мифов народа, где упоминались бы тотемные животные, обрядовые места, проведение праздников и жертвоприношений, способов охоты, форм творчества и т.д.
Дав время на ознакомление с информацией, учитель предлагает школьникам разделиться на две группы. Одной группе дается задание создать на ватмане макет степного участка для полукочевого племени (где были бы отмечены летние и зимние пастбища, обрядовые места, места для проживания, места собирательства, охоты и рыбной ловли и т.д.). Другая группа проделывает аналогичную работу для этноса, обитающего в условиях крайнего севера или тайги.
Далее задание: группы должны обменяться ватманами и попробовать разместить «свой» этнос на новом ландшафте. Какие необходимые условия среды можно заменить на аналогичные в другой природной зоне? Какие из видов деятельности невозможны в «чужеродном» ландшафте?
Деловая игра "Нарисуем - будем жить!"
Формат ролевых и деловых игр – классический инструмент для проведения внеурочных мероприятий в помещении. Предлагаемые игры могут служить шаблоном для создания аналогичных по любой тематике.
Ознакомьтесь с выдержками из работ А.А. Тишкова, посвященных биологическим услугам и функциям.
Конечно, оценка биосферных услуг очень сложна, требует большого опыта и немалых временных затрат.
Для нашей деловой игры важно не оценить ту или иную биосферную услугу с точностью до рубля, а понять сам смысл оценивания природных богатств, и попытаться выяснить - какое значение имеет выражение в денежном эквиваленте ресурсов, многими до сих пор считающихся "бесплатными".
Ученики делятся на 2 команды. Каждая команда должна спроектировать некий степной "памятник природы", будто бы расположенный недалеко от населенного пункта, в котором находится школа.
Учащиеся должны ответить на следующие вопросы: на каком основании выделен этот памятник? Какие редкие виды там произрастают? Какова его площадь? Далее необходимо представить другим командам отдельные важные элементы придуманного ООПТ, описать (нарисовать) их и примерно оценить в денежном эквиваленте, пользуясь таблицами, приведенными в статье А.А. Тишкова.
Примерно - это значит оценивая реальный потенциал по отношению к какой-либо услуге своей ООПТ как "максимальный", "близкий к максимальному" "минимальный", "средний" и т.д. Например, если оздоровительные услуги вашего ООПТ (оцениваемые в таблице на сумму 2-5 рублей на 1 га в год) окажутся минимальны, вы берете для своего расчета наименьшую сумму (2 рубля), умножаете ее на площадь ООПТ и получаете конечную сумму по конкретной услуге.
Внутри каждой команды проходит "лотерея" ролей: учащимся предлагается емкость (пластиковый стаканчик) со скатанными бумажками, на которых написаны роли в игре. Полученную роль участник сохраняет до конца игры - как защищая свой проект, так и высказываясь относительно проектов других команд. Важно, чтобы члены команды высказывали свое мнение не от лица самих себя (школьников), а исходя из характеристики социальной группы, которую играют.
При стандартной продолжительности занятия (урок - 40 минут) выступление каждого члена команды - не более 1 минуты.
После окончания презентации представители другой команды могут задавать вопросы конкретным участникам или комментировать выступление в целом.
Экологи · компетентность в оценке природных ресурсов, понимание общемировых тенденций, · ориентированы на долгосрочное природопользование и устойчивое развитие региона, · заинтересованы в сохранении природных территорий еще до начала их деградации, · склонны к идеализации (в т.ч. отрицательной) образа будущего, к преувеличению существующих проблем и однобокой оценке ситуации, без учета экономической целесообразности. |
Задание: Презентуйте ваше ООПТ другим командам, поясните, почему ваша группа оценила ресурсы своего ООПТ на ту или иную сумму. |
Туристическая компания: · Стремится получать как можно большую выгоду с малыми затратами; · Заинтересована в создании инфраструктуры, повышении цен и количества услуг в турбизнесе; · Ориентирована на долгосрочную перспективу развития (но не обязательно на одном месте!), на престиж туризма как вида отдыха, имидж компании, на увеличение туристического потока; · Заинтересована в позитивном отношении местного населения и администрации. |
|
А) Менеджер |
Задание: создайте позитивный образ экологического туризма на вашем ООПТ. Это может быть плакат, реклама (сценка продолжительностью 1 минуту) и т.д. |
Б) Гиды |
Задание: Разработайте систему мер и требований (не менее 10-12) для пешего экологического тура по вашему ООПТ. Подсказка: Как должен быть организован процесс движения по маршруту? Приготовления пищи? Утилизации мусора? Какие требования предъявляются к туристам? К гиду? К турбазе? |
В) Директор |
Задание: «Экологический туризм и экскурсии по ООПТ – себе в убыток?» Напишите речь (1 минута) для выступления на планерке. Каким образом можно оправдать затраты на экологический тур? Как сделать его выгодным? Ваша речь подведет итог работы всей туристической фирмы. Оцените деятельность собственных менеджеров и гидов, выскажите пожелания к местному населению, администрации, туристам. |
Местное население (2-4 роли) заинтересовано в улучшении условий проживания, получении выгоды, но и в сохранении привычного ритма жизни, традиционных занятий. |
Задание: Разделитесь на две группы и подготовьте сценку (пантомима (без слов!), каждая сценка не длиннее 1 минуты). 1. Первая группа: «Почему нам не нужен памятник природы?» 2. Вторая группа: «Почему нам нужен памятник природы?» |
Администрация · заинтересована в том, чтобы население ее знало и было довольно ее работой; · ожидает, что доходы с ООПТ будут ей подконтрольны; что режим пользования ООПТ будет управляем; · рассчитывает, что часть доходов от ООПТ останется в регионе (улучшится благосостояние района). |
Задание: На управляемой вами территории уже сформированы и виды хозяйственной деятельности, и инфраструктура, а население вовсе не жаждет ничего менять в своей жизни. Подумайте, а впишется ли памятник природы в план развития вашего региона? Не повредит ли существующему типу занятий населения? Почему же все-таки он нужен (или не нужен?). И что вы можете сделать для успешного включения ООПТ в экономическую жизнь вашей территории? |
Туристы Например: · Ориентированы на…. · Ожидают, что… · Мечтают о… · Мало ориентированы на… · Против… |
Задание: Другим группам предложена краткая игровая характеристика: на что они ориентированы в своей деятельности, чего хотят добиться, что им мешает. Ваше первое задание: самим для себя создать такую характеристику. Задумайтесь: чего вы хотите, как туристы? На что ориентированы? Что для вас неприемлемо? После этого создайте таблицу с тремя колонками: «Чего я хочу?», «Кто со мной?» и «Кто против?». В первую графу внесите пункты своей характеристики. В двух последних во время работы других групп отмечайте, с кем совпадают ваши представления, идеи, предложения, пожелания, а с кем - нет. |
По окончании игры учащимся предлагается обобщить свою работу, ответив на вопросы:
1. В чем, на ваш взгляд, смысл оценки биосферных услуг в денежном эквиваленте?
2. Каким образом можно повысить стоимость суммарных услуг ООПТ без ущерба для природы?
3. Какие виды деятельности "взаимовыгодны" ООПТ и местному населению?
Возможные критерии оценки
(изменяются в зависимости от возраста школьников и их "погруженности" в тему - для членов школьных экологических клубов критерии более строгие, для школьников, впервые пришедших на подобное занятие - более мягкие):
1. На этапе "создания ООПТ" - обоснованность выделения, возможность существования такого памятника на территории НСО (или другой, взятой за основу), биологическая эрудиция, отсутствие грубых "ляпов", учет взаимодействия с соседними экотопами, учет влияния крупных форм рельефа и т.д., адекватное оценивание экологических услуг своего ООПТ.
2. На этапе "защиты" - соответствие полученной роли, агрументированность критики, биологическая и экологическая грамотность при презентации ООПТ и ответах на вопросы, творческий подход, отсутствие грубых ошибок.